manGэкономический факультетtourтуризм

Российские вузы должны быть конкурентоспособны
Стандарт получился неплохой
Актуальные проблемы

Наболевший кадровый вопрос поднимался участниками научно-практической конференции «Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров для туриндустрии. Современное состояние и перспективы». Она состоялась в здании Политехнического музея, в рамках V Московской международной туристкой ярмарки MITF.

Учиться никогда не поздно,
или Кадры – важнейшая проблема отрасли

Решение провести такой форум было принято на мартовском заседании Координационного совета по развитию индустрии туризма в России «Регионы России – московское соглашение». Активное участие в реализации идеи приняли Комитет по туризму Москвы, Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при правительстве Москвы.
Открывая встречу, глава столичного Комитета по туризму, председатель Координационного совета Григорий Антюфеев рассказал собравшимся, что отрасль испытывает острую потребность систематизации и унификации в сфере подготовке кадров. Подготовкой специалистов для турбизнеса занимаются многие вузы страны, однако их усилия не всегда сопровождаются достаточной компетентностью преподавателей. «Планируется, что конференция станет ежегодной, заключил Григорий Антюфеев. – Мы готовы учиться, потому что учиться никогда не поздно».

Российские вузы должны быть конкурентоспособны
Участники конференции заслушали доклады ведущих специалистов. Задачам и основным направлениям подготовки кадров для туриндустрии посвятила свое выступление Инна Рябова, президент Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР) при правительстве Москвы. Она рассказала о становлении туристского образования в России. Первые годы были довольно сложными, особенно тяжело обстояло дело с учебно-методическим обеспечением. «Сегодня ВУЗы готовит теоретиков или полутеоретиков, - отметила г-жа Рябова. – То, что мы отправляем студентов на предприятия, это всего лишь ознакомительная практика. Поэтому на передний план выходит проблема обеспечения их тренингами. В МАТГР создана своя турфирма, где занимаются студенты. А вот учебной гостиницы у нас пока нет. В прошлом году в академии начала работу программа повышения квалификации преподавателей ВУЗов. У всех должна быть практика, так как они ведут профессиональные дисциплины».
В этом году ВУЗы, участвующие в эксперименте по внедрению нового стандарта, будут набирать студентов по специальности «туризм». Стандарт создавался совместными усилиями, он включает многие положения зарубежных программ. В свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) это очень важно. Интеграция с западным образованием приведет к тому, что на рынок придут иностранные учебные заведения, которые давно работают по международным стандартам качества. Значит, российские ВУЗы должны быть конкурентоспособны.
«Предстоящее вступление в ВТО создает острейшую конкуренцию между российскими ВУЗами, что помогает нам совершенствоваться», - отметил Виктор Кружалин, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма. Он напомнил, что ежегодно ВУЗы страны выпускают для отрасли 20-25 тыс. специалистов, из них в турфирмах работают только 25-30%. Виктор Кружалин обратил внимание на дефицит среднего профессионального образования. «Необходимо создать многоуровневую систему, переучивать самих преподавателей. Но без единства науки и образования качественную подготовку получить нельзя», - заключил г-н Кружалин.

Стандарт получился неплохой
От имени Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области сервиса на конференции выступила Вера Романович, заместитель председателя совета УМО, проректор Московского государственного университета сервиса. Она посвятила свое выступление формированию образовательной политики подготовки кадров для туриндустрии и рассказала о работе над новым стандартом.
«Подготовка шла трудно, - отметила г-жа Романович. – Мы советовались с практиками, по многим вопросам учли их мнения. Остро стояла проблема обеспечения студентов практическими занятиями. Как ее организовать на местах? Ведь студентов неохотно берут на практику, особенно в регионах. Но все проблемы решаемы, я в этом не сомневаюсь».
Алексей Чудновский, директор Института туризма и рынка Государственного университета управления, поделился с коллегами своим мнением. «Стандарт получился неплохой и удовлетворяет требованиям Болонской конвенции, - заявил он. – Предусматривается подготовка бакалавров и магистров, вместе с тем сохранена российская структура образования – пятилетняя подготовка специалистов. Это оптимальное решение, потому что, на наш взгляд, бакалавр мало востребован на российском образовательном рынке, магистр – ещё в меньшей степени. Это просто дань предстоящему вхождению в ВТО. Новый стандарт частично решает  и проблему производственных практик».
Г-н Чудновский рассказал о международных программах Института туризма и развития рынка. В институте существуют англо- и франкоязычные программы. Языковая подготовка настолько интенсивна, что за три года позволяет выучить иностранный язык до поездки в партнерский ВУЗ. Затем студенты один год учатся за границей, после чего получают западный диплом бакалавра, после чего возвращаются в «альма матер» и в течение ещё одного года завершают образование, защищая диплом «специалиста».
Александр Хорошилов, первый проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, посетовал, что в стране пока нет общей стратегии развития информации туротрасли. Вызывает опасение общий низкий уровень компетентности работников сферы туризма в области информационных технологий. «Сегодня мы находимся только в начале большого пути по части использования современных технологических средств, - заявил Александр Хорошилов. – В сфере туризма необходимо разработать и принять стандарт по компьютерной грамотности».
Сергей Кибальников, профессор кафедры экономики и организации турбизнеса Российской международной академии туризма, посвятил свое выступление «Опыту внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки кадров для туриндустрии».
О практике работы учебно-тренинговой гостиницы рассказал Андрей Чернышев, директор ГУП г. Москвы «Учебно-тренинговая гостиница».

Актуальные проблемы
Участники конференции особо отметили инициативу Комитета по туризму города Москвы по организации конференции. Они констатировали, что Координационный совет по развитию индустрии туризма в Российской Федерации «Регионы России – Московское соглашение» становится ведущим общественным органом по созданию единого туристского пространства, координации и систематизации деятельности туристских администраций в развитии индустрии туризма в России.
В итоговой резолюции участники конференции особо подчеркнули целесообразность и актуальность следующих проблем:

С учетом возросшего научного потенциала, накопленного в сфере туризма ВУЗами и общественными научными организациями, есть необходимость обратиться в Министерство образования и науки РФ с ходатайством об отражении сферы гостиничных и туристских услуг в Номенклатуре специальностей научных работников.
Участники конференции рекомендовали создать в рамках Координационного совета межрегиональную комиссию по подготовке кадров для туриндустрии и комиссию по научно-исследовательской деятельности в сфере туризма. А также развить практику организации подобных конференций, расширив географию их проведения.

Светлана ЧИЧКИНА
ежемесячный журнал для профессионалов «ТУРИЗМ: практика, проблемы, перспективы» №06/2005

Обсуди статью в форуме!

Ðåéòèíã@Mail.ru
Hosted by uCoz